Страницы

26 янв. 2019 г.

Биоритмы и планирование дня


Как известно, жадность не красит человека. Но редко кто по доброй воле отказывается от излишеств в своей жизни. Каждый день у меня начинается с вопроса к себе: «Как впихнуть невпихуемое в одни сутки?». Делюсь размышлениями на тему продуктивности и распределения собственных сил и времени на дела.

Тема биоритмов меня волнует давно, но пока подходящей литературы на эту тему не попадалось. 


Единственное, что зацепило как-то внимание, это рассуждение о циркадных ритмах, как о графиках интеллектуальных, физических и эмоциональных сил. Какое-то время присматривалась к синусоидам своих ритмов, выстраивала дела согласно им, но потом забросила эту практику.

Для выстраивания циркадных ритмов требуется довольно длительное время – от полугода до года. А у меня основные проблемы начинаются с того, что делать с сиюминутными делами и проблемами, как поступить с мелочами жизни.

Недавно прочитала книгу о делении людей на разные типажи – волков, дельфинов, медведей и львов. В зависимости от времени пробуждения, природной активности есть наиболее удачный график дня для каждого человека. Несмотря на примитивность идеи и личный скепсис я пробовала следовать своему «дельфиньему» графику и у меня более-менее получилось придерживаться его около месяца. На дворе был декабрь, самый загруженный и суетный месяц в году. И все-таки в этом году я смогла не упасть в депрессию, не утомиться от жизни и восстановить физические силы довольно быстро. Эмоциональное выгорание конца года конечно преодолеть не смогла. Но это уже лучше, чем ничего.

Согласно выбранной типологии самые успешные люди – львы. Те, кто встает часов в пять утра и тратит первые два часа на решение деловых вопросов. Общий принцип понятен, «кто рано встает, тому улыбается солнце», это ясно. Я  пробовала сдвинуть часть своих дел на утро и вставать на 40-50 минут раньше обычного, ну и ложиться соответственно.

Самое больше преодоление – это страх не успеть все сделать. До этого я считала, что лучше собрать все необходимое с вечера, чтобы утром избежать нервотрепки. Оказалось, что утром я прекрасно все успеваю: и приготовить нормальный завтрак, и собрать детские рюкзаки, и даже сделать с детьми срочные уроки. При этом выдуманные истерики о неуспевании так и не пришли ко мне по утрам. Продуктивность выросла. Есть лимит времени и это бодрит.

Если я знаю, что мой день будет очень длинным, то я сознательно делю его на два. Представьте себя снова в детском саду на принудительном тихом часу. Вы просто обязаны дать себе отдых, чтобы взбодриться на новые дела. Из всех теорий о сне и отдыхе у меня в результате прижились два тезиса.

Во-первых, перерыв должен быть очень коротким, от 15 до 20 минут, иначе пойдет фаза медленного сна. И после 40 минутного перерыва вы будете себя чувствовать хуже, чем без него. Для этой цели я использую таймер на телефоне чтобы избавить себя от лишнего беспокойства о лимите времени.

Во-вторых, не всегда обязательно спать, можно использовать активную релаксацию. У меня прижилось прослушивание йоги-нидры. Сейчас я чаще использую перерыв на сон, чем этот способ. Но когда мои дети были маленькими, и они почти всегда были на контроле, отдых с открытыми глазами был предпочтительнее.
Проживание двух дней вместо одного – замечательная практика, наполняющая жизнь массой эмоций.

В контексте темы о восстановлении сил вспоминается еще одна теория, которую я заимствую почти каждый день.
В разных ежедневных делах содержится как мужская, так и женская энергии. Есть ресурсные состояния, которые помогают восстановиться и наполнится тем или другим. Напоминает чем-то учение инь-ян.

Мужская энергия очень быстрая и стремительная. Ей можно быстро наполниться, но она быстро расходуется.
Женская – другая. Она медленная и тягучая. Инь плавно вползает и ее хватает на более длительный срок, но для наполнения требуется больше времени.

Когда мне нужно срочно восстановиться, я иду на концерт, спектакль и другие места, где можно буквально за час-полтора почувствовать себя отдохнувшей. Для этих целей я нещадно режу рутинные дела и прямо в будний вечер вписываю мини-вечеринку. Хорошей мужской энергией для меня также является музыка.

С женской энергией сложнее. Сеансы 10-дневного массажа воплотить в жизнь намного сложнее. Хотя такое вложение, конечно, даст эффект. Из доступных женских видов отдыха самое популярное занятие в моем жизненном графике – принятие ванны. Относительно быстро, доступно и приятно.
Есть еще одна тема в контексте биоритмов, которая просится для освещения – это совмещение партнерских энергий. Но об этом в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий