Страницы

2 нояб. 2013 г.

Жизнь в состоянии потока



Если вы не замечаете, как летят дни и недели, не видите, что происходит с другими людьми, и не помните, что было с вами пару месяцев назад, то, скорее всего, вы живете в состоянии потока. Мои рассуждения о том, что такое поток, и как научиться им управлять, читайте ниже.

По аналогии с природой поток – это течение, тенденция, движение в каком-то направлении. Стоит только не торопиться и совершить серию последовательных шагов, как поток захватывает вас и несет со всей мощностью, на какую способен. И его энергия тем сильнее, чем многочисленнее компания, охваченная общим направлением.


В потоковом состоянии мы достигаем больших результатов, чем при обычном тайм-менеджерском подходе, предлагающем делить всё на порции и не переутомляться. Поток – это когда несет. Когда нельзя не творить. Когда не хочется заниматься рационализмом и выживанием… В общем, вы меня поняли.

С одной стороны, жизнь в состоянии потока – это счастье для многих людей. Т.к. полностью погружаясь в какое-то дело, мы не отвлекаемся на мелочи жизни и испытываем подъем настроения. Мы раскрываем свои таланты и получаем удовольствие от своей деятельности.

С другой, беспрерывное движение утомляет. Сигналы о том, что вам требуется отдых и переключение, могут приходить поздно, и, живя на всю катушку, вы просто подорвете свое здоровье.

Научиться управлять течением жизни – простая необходимость.

Я выделяю для себя разные состояния потока.

К примеру, когда у меня случается  книжный «запой»


Значит, пришло время подзарядки и никакие доводы, типа «нет времени на ерунду», «не выспишься», «лучше поработай» не вырубают это состояние.
Возможно ваш «запой» выражается в чем-то другом. Но тем не менее, принципы схожи.
Как использовать такой порыв? Прежде всего, иметь под рукой несколько вариантов книг. В моей электронной библиотечке всегда закачано несколько вариантов по направлениям: «чтиво», «психо», «родительство», «развитие» и другие. Т.о., если мне вдруг приспичило в ночи почитать, то времени на поиски я не теряю.
Иногда меня пробивает ностальгия по бумажным книгам. И, несмотря на постоянную борьбу с домашним хламом, я всегда держу пару-тройку непрочитанных повестей. Обновлению библиотеки помогает буккроссинг в подъезде и мои призы за участие в онлайн-конкурсах.

Резюмируя: Запой неуправляем, но грамотная подготовка к нему позволяет получить максимум за то время, что он длится.

Когда я вяжу без остановки


Назовем такой поток «Незаметное поглощение».

В последнее время утилитарные функции «не остаться голой» или «не замерзнуть в мороз» мне как-то не грозят. Но рукоделие все равно не отстает от меня. Для вхождения в рукодельный поток мне не нужно дожидаться периода «запоя», как с книгами. Нет. Это больше похоже на щелкание семечек. Как только взяла в рот одну штучку, уже не можешь остановиться и проводишь целый вечер за этим занятием.

С такой зависимостью реально бороться. Достаточно убрать из поля видимости все «улики» и раздражители. И добровольно выделять на это время раз в месяц или раз в неделю.

Что еще можно отнести к «незаметному поглощению»:

* коммуникации с приятными людьми,
* написание книг, рисование картин, лепка 259 кувшина («Остапа понесло»),
* приборка в шкафу или любое другое расхламление,
 * кулинарные эксперименты (иногда мне кажется на кухне вполне реально умереть),
* ремонт.

Во всех этих случаях выход один:

Как бы вас не засасывал поток, поймите, что вы никогда не удовлетворитесь. Поэтому, по старинке, ставьте таймер и режьте свои планы на 50%.

Удовольствие от противного

 

Это когда вам очень-очень не хочется чем-то заниматься, а потом вы впрягаетесь и подобно фабричной машине все производите и производите…

Конечно, в основном такой поток относится к нелюбимым рабочим процессам. И больше всего он похож на мазохистское затаскивание себя в гору, стискивание зубов и полное отключение эмоций.

Всем нам время от времени приходится заниматься подобными делами. И возможно, потоковое состояние – самый лучший способ решить все проблемы одним махом. Конечно, всю работу не переделаешь. Но если сложить всех «лягушек», «слонов» и прочих животных в один поток на несколько часов, вы поймете, что это единственный способ разобраться с ними. 
И даже начнете получать удовольствие от процесса.

Какие у меня бывают «противные» потоки:

* занесение всех чеков в электронную домашнюю бухгалтерию,
* выполнение работы, которая не будет оплачена, но она необходима для поддержки основной,
* техническая обработка файлов (текст, аудио, рисунки),
* выполнение административных домашних работ (сходить на почту, убрать сломанные детские игрушки, рассортировать белье)
* и еще множество других жизнеобеспечивающих дел.

Бороться с потоком бессмысленно, главное его организовать и убедить себя в необходимости дел.

Таковы мои мысли и рассуждения на тему, как использовать состояние потока в жизни. А что думаете вы? Делитесь в комментариях!

Комментариев нет:

Отправить комментарий