Страницы

27 окт. 2012 г.

Интеллект-карты Тони Бьюзена



О ментальных, или интеллект - картах написано немало. Я тоже хочу внести свою лепту.
Мне очень нравится ими пользоваться. Одно время я даже составляла список покупок в Ашан при помощи интеллект-карты. Сейчас в основном использую при составлении статей. Иногда, правда и мечтаю с ними – составляю планы на будущее.
В сети часто встречаю ссылки на специальную программу для составления интеллект – карт. На мой взгляд, рисование карты в компьютерной программе сильно обедняет самую идею этих карт.
А потому решила показать идею в первозданном виде.  Так, как это дается в книге «Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей», автор Хорст Мюллер.


Учись студент!
При рассуждении о графических знаках, на ум приходят понятия пиктограмм и логограмм.  Пиктограммой можно считать упрощенную картинку-модель объекта. Например, знак «Выход», изображающий открытую дверь и человечка,  и есть пиктограмма.
Логограмма – картинка, обозначающая не предмет, а абстрактное понятие. «Не курить», кнопка «Выключить», дорожные знаки – это все примеры логограмм.
Есть еще иероглифы, петроглифы…  Информация часто требует кодировки.
При конспектировании лекции студенты часто используют стенографические знаки.
В книге автор вводит понятие «картирование мышления», как наиболее точный метод записи информации и ее передачи.
Т.о., получается, что для заучивания нового материала можно использовать не текстовый конспект, а рисованную карту.
В этом направлении я карту еще не использовала, но думаю попробовать при первой возможности. Как и большинство интернет-пользователей, я часто прохожу слушание удаленных семинаров и тренингов, а вот конспектировать ленюсь. Буду рисовать!

Нарисуйте расписание!
Для ежедневного планирования дел, как ни странно, накаляканные карты подходят больше, чем разлинованный планинг. Т.к. большинство из нас все ж больше измеряет свои рабочие часы не «часами», а «задачами». А потому, расписав свои дела в графы по часам, легко забыть вместе с ежедневником дома и какие-то задачи.
Рисованная каляка-маляка лучше справляется с планированием. И даже, если вы забыли интеллект-карту дома, ваше бессознательное представит вам пиктограмки, которые вы рисовали накануне.
Образная память рулит, проверено на своем опыте!
 Итак, что я делаю при помощи интеллект - карт.

1. Планирую
Там, где раньше писала списки (список покупок, список желаний, список дел и т.д.) я рисую карты. Что мне это дает?
*  картинка видится более полно,
* некоторые элементы повторяются, я их объединяю или пересматриваю,
* меняется мое отношение к этим объектам.
При составлении списка моя позиция контроля ситуации была «Я сбоку». Рисуя карту, ощущаю себя в позиции «Я сверху».

2. Мечтаю
На мой взгляд, самое мощное использование ментальных карт происходит в этой области – визуализация желаний и мечт.
Как человек рациональный и критичный, не ограничиваюсь приклеиванием картинок, изображающих мечту во всей красе. Мечта мне видится как цель (рисую ее в центре листа), а пути по достижению ее начинаются с моих текущих позиций (где я сейчас).

3. Организую
Рисую себе разные текущие дела в схемах-системах.  Удобно совмещать и планирование во времени, и контрольные точки в процессе продвижения.
Сюда, пожалуй, отнесу, флай-леди-менеджмент, занятия с детьми, мои хобби (здесь организация времени и пространства), да и интернет-деятельность тоже.

4. Конспектирование
Только начинаю переходить на рисунки. В основном использую небольшие фрагменты картирования (к примеру, пиктограмку вместо фразы), когда требуется запомнить некоторую техническую информацию.

Чем мне нравятся интеллект-карты? Во-первых, с ними меньше времени забирает начальный этап любого дела. Во-вторых, появляется ощущение контроля ситуации. В-третьих, с картами меньше напрягаюсь.
Рисовать карту я могу на черновике на полу, играя с детьми в воскресенье вечером. Занимаясь важным делом, я не чувствую напряжения сил. В процессе рисования не возникает остановок, ступора, чтобы придумать что-то еще.
И я не знаю другой такой техники, позволяющей решить эти задачи. Рисуйте и вы!

Подпишитесь на новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий